Великие композиторы. Выпуск 31. Рахманинов
Рахманинов был создан из стали и золота. Сталь в его руках, золото - в сердце
(И. Гофман)
31-й том коллекции посвящён великому композитору, гениальному пианисту и дирижёру Сергею Васильевичу Рахманинову (1873-1943). Как сказал сам Рахманинов: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни отразились в его творческой судьбе, оставив неизгладимый след. Присущее Рахманинову остро-лирическое ощущение эпохи неизменно связывалось у него с образом горячо любимой Родины, с беспредельностью её широких далей, мощью и нежностью её природы.
Дарование Рахманинова проявилось рано и ярко. Ко времени окончания консерватории он был уже автором нескольких сочинений, среди которых - знаменитая Прелюдия до-диез минор, Первый фортепианный концерт, опера «Алеко». Последовавшие за ними Пьесы-фантазии, Сюита для двух фортепиано, «Музыкальные моменты», романсы - подтвердили мнение о Рахманинове как о таланте сильном, глубоком, самобытном. Решительный и властный в исполнительстве и творчестве, Рахманинов по натуре был человеком ранимым, часто испытывал неуверенность в себе. Сильное потрясение, вызванное провалом его Первой симфонии в 1897 году привело к творческому кризису. Несколько лет Рахманинов ничего не сочинял, зато активизировалась его исполнительская деятельность как пианиста, состоялся дирижёрский дебют. Только в начале 1900-х годов у Рахманинова произошло возвращение к творчеству. Новый век начался с блистательного Второго фортепианного концерта. Современники услышали в нём голос Времени с его напряженностью, взрывчатостью, ощущением грядущих перемен. В жизни Рахманинова наступает новый этап. Всеобщее признание в России и за рубежом получает пианистическая и дирижёрская деятельность Рахманинова, в 1909 году он сочиняет свой гениальный Третий фортепианный концерт. В конце 1917 года Рахманинов с семьёй покинул Россию, как оказалось, навсегда. Более четверти века прожил он в США, и этот период был в основном насыщен изнурительной концертной деятельностью, подчинявшейся жестоким законам музыкального бизнеса. Первые годы пребывания за границей Рахманинова не покидали мысли об утрате творческого вдохновения: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». Только спустя 8 лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к творчеству, создает Четвертый фортепианный концерт, Третью симфонию, «Симфонические танцы». Эти произведения - последний, самый высокий рахманиновский взлёт. Скорбное чувство невосполнимой утраты, жгучая тоска по России рождает искусство огромной трагической силы, достигающей своего апогея в «Симфонических танцах». Так через все творчество Рахманинов проносит незыблемость своих этических принципов, высокую духовность, верность и неизбывную любовь к Родине, олицетворением которой стало его искусство.
Год: 2009
Формат: pdf + mp3 (аудиоприложение)
Качество звука: 320 кбит/сек; 44 кГц; стерео
Время звучания: 73:23
Состав аудиоприложения:
01 - Прелюдия до-диез минор, соч. 3 № 2
(Татьяна Николаева (фортепиано))
02 - Прелюдия соль минор, соч. 23 № 5
(Станислав Нейгауз (фортепиано))
03 - Музыкальный момент № 3 си минор, соч. 16 № 3
(Лазарь Берман (фортепиано))
04 - Музыкальный момент № 4 ми минор, соч. 16 № 4
(Лазарь Берман (фортепиано))
05 - «Не пой, красавица, при мне», романс (слова А. Пушкина)
(Ирина Архипова (меццо-сопрано), Джон Вустман (фортепиано))
06 - «Сирень», романс (слова Е. Бекетовой)
Сергей Лемешев (тенор), Наум Вальтер (фортепиано)
07 - Вокализ
(Государственный симфонический оркестр СССР, дирижёр - Евгений Светланов)
Концерт №3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30
( Питер Донохоу (фортепиано), Большой симфонический оркестр ВР и ЦТ, дирижёр - Владимир Федосеев))
08 - I. Allegro ma поп tanto
09 - II. Intermezzo. Adagio
10 - III. Finale. Alia breve
Скачать книгу "Великие композиторы. Выпуск 31. Рахманинов" (40,61 МБ):
Скачать аудиоприложение (140,10 МБ):